АТТРАКЦИОНЫ
Хозяйствующие субъекты, оказывающие населению услуги развлекательных аттракционов, принимают на себя ответственность за жизнь и здоровье посетителей, поэтому должны принимать все необходимые меры для того, чтобы услуга являлась безопасной.
Все развлекательные объекты должны соответствовать определенным законом требованиям. Основными нормативными актами, регулирующими отношения в этой области, являются:
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- ГОСТ РФ 54991-2012 «Безопасность аттракционов. Общие требования безопасности передвижных аттракционов»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2019 № 1732 «Требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1939 «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов».
К безопасности развлекательных аттракционов предъявляются следующие требования:
1. Исполнителем должны приниматься меры по соблюдению установленных законодательством сроков службы и требований безопасности;
2. Необходимо наличие необходимой информации для потребителя, в том числе паспортов и инструкций по эксплуатации и обслуживанию аттракционов на русском языке;
3. Должна присутствовать декларация о соответствии или сертификата соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование;
4. Должны быть соблюдены все правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, санитарных правил содержания аттракционов, в том числе водных.
Прежде, чем разрешить использование аттракциона ребенку, взрослый обязательно должен проверить:
- Подходит ли выбранный вами аттракцион по возрасту ребёнка, его росту, весу, состоянию здоровья. Эта информация в обязательном порядке должна содержаться в Правилах пользования аттракционом. Она может быть размещена на табличке у входа на аттракцион, либо предоставляться на кассе при покупке билета. Если такая информация не предоставлена, нужно обратиться за разъяснениями к персоналу, обслуживающему аттракцион.
- Прошел ли аттракцион плановый техосмотр и имеются ли на то соответствующие документы и подтверждающие знаки (таблички, наклейки и т.п.).
Уважаемые родители! Обратите внимание!
Прежде, чем купить билеты на тот или иной аттракцион, нужно выяснить, подходит ли он для Вашего ребенка.
Согласно требованиям законодательства в области защиты прав потребителей, потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг: адресе его места нахождения, режиме работы, информации об оказываемых услугах и их стоимости.
Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Данные требования являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если для безопасного использования услуги необходимо соблюдать специальные правила, то исполнитель обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 принят Технический регламент 038/2016 Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее – ТР ЕАЭС 038/2016), который распространяется на аттракционы, впервые выпускаемые в обращение на территории Евразийского экономического союза, и устанавливает минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды и предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение.
В соответствии с указанным ТР ЕАЭС 038/2016 на каждом аттракционе должна быть установлена информационная табличка изготовителя, содержащая следующие сведения:
- наименование и место нахождения (адрес) изготовителя и (или) продавца (поставщика);
- наименование и (или) обозначение аттракциона (тип (номер) модели);
- заводской номер изделия;
- месяц и год изготовления.
Указанные сведения могут быть нанесены любым способом, обеспечивающим четкое и хорошо различимое изображение в течение всего срока службы аттракциона. Табличка должна быть выполнена на русском языке.
При эксплуатации аттракционов исполнитель обязан:
- выполнять требования эксплуатационных документов, вести соответствующие журналы;
- разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;
- разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами).
- иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами);
- разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки;
- разместить рядом с пультом аттракциона таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона;
- иметь медицинскую аптечку;
- разместить схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами);
- исключить свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы;
- исключить недопустимое использование аттракциона;
- организовать безопасные рабочие места для персонала.
Контроль за техническим состоянием оборудования, контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляются эксплуатантом (владельцем) аттракциона.
Постановлением Правительства РФ от 10.10.2018 №1209 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407» определены госорганы, которые осуществляют контроль за соблюдением ТР ЕАЭС 038/2016.
В частности, на стадии выпуска в обращение и обращения на рынке контролирующим органом назначено Федеральное агентство «Ростехрегулирование» («Росстандарт»), а в части соблюдения требований безопасности при эксплуатации аттракционов при осуществлении регионального надзора - региональные органы власти.
Полномочия Роспотребнадзора в данной сфере услуг сводятся к контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных Законом «О защите прав потребителей» прав потребителей на информацию об услугах, об исполнителе, соответствие условий договоров законодательству в сфере защиты прав потребителей.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в соответствии со ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» в рамках гражданского судопроизводства.
Ели Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Единый Консультационный центр Роспотребнадзора, тел 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный) или Консультационный центр по защите прав потребителей г. Нижний Новгород, тел. 8-831-437-08-70.
На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, проведению независимых экспертиз.