ПРОГНОЗ основных параметров чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области в мае 2025 года
1. Основные параметры режима ЧС на территории Нижегородской области в мае 2025 года
В мае на территории Нижегородской области в среднем происходит 0-1 чрезвычайная ситуация (без учета техногенных пожаров).
Наибольшее количество ЧС – 3, зарегистрировано в мае 2001 года, наименьшее – 1 в мае 2002, 2005, 2009, 2015, 2017, 2018, 2023 годов (Рис. 1).
В разрезе года по многолетней статистике чрезвычайных ситуаций май занимает 7 место (Рис.1), что обусловлено опасными метеорологическими явлениями, оползнями, природными пожарами, засухой, авариями на транспорте, взрывами обрушениями в зданиях для производственного и складского назначения и производственного назначения, авариями с выбросом АХОВ (Рис. 2).
В мае максимум угроз техногенного характера приходится на г.о. г. Арзамас, природного – на г.о. г. Н.Новгород и на муниципальные округа: Воротынский, Кстовский, Сергачский, Павловский (Рис. 3).
В сравнении с предыдущим месяцем, в мае происходит увеличение параметров угроз чрезвычайных ситуаций, обусловленных:
– авариями на автомобильном транспорте, наибольшее количество регистрируется в городских округах: г. Н.Новгород, г. Дзержинск, г. Арзамас и в муниципальных округах: г. Бор, Кстовский (Рис. 4);
– авариями на объектах энергетики, наибольшее количество регистрируется на территории г.о. г. Н.Новгород и муниципальных округов: г. Бор, Богородский (Рис. 5);
– опасными метеорологическими явлениями, наиболее часто регистрируются на территории городских округов: г. Арзамас, г. Дзержинск, г. Н.Новгород и муниципальных округов: г. Бор, Ардатовский, Богородский, Городецкий, Дальнеконстантиновский, Павловский, Сокольский, г. Чкаловск
(Рис. 6);
– природными пожарами (лесными), по среднемноголетним данным наибольшее количество очагов регистрируется на территории г.о. г. Выкса и муниципальных округов: Павловский, Володарский (Рис.7).
На всей территории области сохраняются условия для возникновения очагов ландшафтных пожаров. Их количество снижается по сравнению с апрелем. Наибольшее количество ландшафтных пожаров в мае регистрировались в г.о. г. Арзамас и в муниципальных округах: г. Бор, Богородский, Кстовский, Лысковский, Сергачский, Починковский (Рис. 8).
Сохраняется повышенный уровень угроз чрезвычайных ситуаций, обусловленных:
– техногенными пожарами, наибольшее количество происходит на территории городских округов: г. Н.Новгород, г. Дзержинск, г. Арзамас и муниципальных округов: г. Бор, Балахнинский, Богородский, Городецкий, Кстовский, Павловский, Володарский (Рис. 9);
– авариями на объектах ЖКХ, наибольшее количество регистрируется на территории городских округов г. Н.Новгород, г. Дзержинск и муниципальных округов: г. Бор, Балахнинский, Павловский (Рис. 10);
– эпизоотиями бешенства, наибольшее количество регистрировалось в муниципальных округах: г. Чкаловск, Павловский (Рис.11).
2. Прогноз основных угроз чрезвычайных ситуаций в мае 2025 года
Прогноз природных ЧС
По предварительному прогнозу Гидрометцентра России (г. Москва) в мае 2025 года (нормы 1991-2020гг.) по Нижегородской области средняя месячная температура воздуха ожидается +12,+14°С, что около средних многолетних значений (норма +12,+14°С). Месячное количество осадков предполагается около среднего многолетнего количества (норма 35-50 мм).
По анализу многолетних данных возможно возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера локального уровня с вероятностью 0,11, муниципального уровня с вероятностью 0,15, межмуниципального уровня с вероятностью 0,04 и регионального уровня с вероятностью 0,04 (Рис. 12, Приложение 2).
Прогнозируемая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных оползнями, локального уровня составит 0,04, муниципального – 0,04. Чрезвычайные ситуации регистрировались в муниципальных округах: Воротынсский, Кстовский (Приложение 2). В целом, активность оползневого процесса на территории области прогнозируется как средняя. Следует ожидать развития оползневого процесса также в городских округах: г. Н.Новгород.
г. Дзержинск, г. Выкса, г. Арзамас и муниципальных округах: Лысковский, Павловский, Лукояновский.
Существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций обусловленных почвенной засухой с вероятностью регионального уровня 0,04 Чрезвычайная ситуация регистрировалась на всей территории Нижегородской области (Приложение 2).
Существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций обусловленных очень сильным ветром с вероятностью муниципального уровня 0,04 и межмуниципального – 0,04. Чрезвычайные ситуации регистрировались на территории 25 муниципальных образований Нижегородской области (Рис. 13, Приложение 2).
Сохраняется риск возникновения чрезвычайных ситуаций обусловленных другими опасными метеорологическими явлениями с вероятностью менее 0,04.
Существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций обусловленных лесными пожарами с вероятностью муниципального уровня 0,08. Чрезвычайные ситуации регистрировалась в муниципальных округах: Воротынский, Павловский, так же возникновение ЧС, обусловленных лесными пожарами возможно в муниципальных образования с их наибольшим количеством. Это городские округа г. Дзержинск, г. Выкса и муниципальные округа г. Бор, Балахнинский, Володарский, Семеновский, Навашинский (Рис. 13, Приложение 2).
Существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных заболеваниями животных с развитием эпизоотий, с вероятностью муниципального уровня составит 0,08. ЧС регистрировались в муниципальных округах: Большеболдинском и Сергачском (Приложение 2).
Прогноз техногенных ЧС
По анализу многолетних данных в мае 2025 года прогнозируется возникновение ЧС техногенного характера с вероятностью локального уровня – 0,27 и муниципального – 0,04 (Рис. 12, Приложение 2).
Прогнозируемая вероятность возникновения ЧС, обусловленных авариями на автомобильном транспорте, локального уровня составит 0,15 муниципального уровня составит 0,04 (Приложение 2). Высокий риск возникновения ЧС прогнозируется в муниципальных образованиях с наибольшим количеством ДТП и муниципальных образованиях, где регистрировались чрезвычайные ситуации
(Рис. 14). Чрезвычайные ситуации регистрировались в городских округах:
г. Н.Новгород, г. Дзнржинск и в муниципальных округах: Воскрксенский, Кстовский, Павловский. Наибольшее количество ДТП регистрировалось еще в г.о. г. Арзамас, и в муниципальном округе г.Бор.
Прогнозируемая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленные взрывами и (или) разрушениями (обрушениями) в зданиях, сооружениях, производственного и складского назначения локального уровня составит 0,04. Чрезвычайная ситуация регистрировалась в муниципальном округе Городецкий, так же возникновение ЧС, обусловленных взрывами, обрушениями возможно в муниципальных образования с наибольшим количеством техногенных пожаров. Это городские округа: г. Н.Новгород, г. Дзержинск, г. Арзамас и муниципальные округа: г. Бор, Балахнинский, Богородский, Кстовский, Павловский, (Рис.14, Приложение 2).
Прогнозируемая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленные взрывом взрывоопасного предмета, локального уровня составит 0,04. Чрезвычайная ситуация регистрировалась в Володарском муниципальном округе (Приложение 2).
Прогнозируемая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленные авариями с выбросом, сбросом опасных химических веществ при производстве, переработке или хранении (захоронении, в том числе в водном объекте) локального уровня, составит 0,08. Чрезвычайные ситуации регистрировались в г.о. г. Арзамас (Приложение 2).
3. Рекомендации по реагированию на прогноз чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения возможных ЧС исполнительным органам Нижегородской области, органам местного самоуправления, организациям (в пределах своих компетенций и полномочий) необходимо:
- обеспечить доведение данной информации до населения, руководителей и дежурных служб;
- осуществлять взаимодействие со службами по обмену информацией и совместным действиям; организовать выполнение комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
- обеспечить контроль за готовностью сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации возможных ЧС;
- восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС;
- осуществлять контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание;
- организовывать на территории муниципальных образований противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- обеспечивать своевременный сбор, обработку и передачу в оперативно дежурную смену Главного управления МЧС России по Нижегородской области информации о возникших ЧС (происшествиях), пожарах, угрозе их распространения, а также силах и средствах, привлекаемых к их ликвидации;
- Главному управлению МЧС России по Нижегородской области продолжить проводить разъяснительную работу через средства массовой информации, о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности населением в быту, обращая особое внимание на недопустимость безнадзорности детей (дошкольного и младшего школьного возраста), исключение их доступа к возможным источникам возгорания;
- Управлению ГИБДД Главного управления МВД России по Нижегородской области продолжить реализацию мер по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах. При необходимости уточнить планы прикрытия наиболее опасных участков дорог;
- организациям, обслуживающим жилой фонд, проводить разъяснительные работы среди населения по правилам пользования газом в быту и содержания газового оборудования в исправном состоянии;
- дежурно-диспетчерской службе министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области продолжить контроль за работой аварийно-восстановительных бригад по ликвидации аварий на системах канализации, водо-, газоснабжения и энергетики;
- продолжить проведение комплекса мероприятий по эпизоотическому, сани-тарно-эпидемиологическому благополучию;
- проводить мероприятия (организационные, противоэпизоотические) по ликвидации эпизоотических очагов бешенства и предупреждению новых случаев на всей территории муниципальных образований;
- осуществлять мероприятия по недопущению и предупреждению новых случаев африканской чумы свиней на всей территории области;
- госинспекторам ОБВО ГУ МЧС России по Нижегородской области проводить контроль за водными объектами согласно графику проведения рейдов на май 2025 года;
- проводить профилактическую работу подразделениями ОБВО ГУ МЧС России по Нижегородской области для обеспечения безопасности людей на водных объектах с населением через средства массовой информации (выступления на радио, печатные издания).