И Н Ф О Р М А Ц И Я об экологической обстановке на территории Балахнинского муниципального района в 2018 году
Экологическая обстановка Балахнинского муниципального района характеризуется степенью загрязнения трех природных сред: атмосферного воздуха, водной среды и земельных ресурсов.
В 2018 году на территории Балахнинского муниципального района вели хозяйственную деятельность более 1000 субъектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую природную среду.
Это предприятия целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, оборонной, энергетической отраслей, а так же химической и пищевой промышленности, производства металлических конструкций и изделий, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, организации торговли, общественного питания и др.
Состояние атмосферного воздуха.
Важнейшим фактором, характеризующим благополучие населения Балахнинского района, является состояние воздушного бассейна, которое напрямую зависит от поступления и распространения в нем загрязняющих веществ.
Из промышленных предприятий основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города Балахны внесли: Нижегородская ГРЭС АО «Волга» (предприятие теплоэнергетики) и АО «Волга» (предприятие целлюлозно-бумажной промышленности). Существенное влияние на качество атмосферного воздуха оказывает транзитный транспорт, движущегося через город Балахну по трассе Н.Новгород-Иваново.
Общий выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
- в Балахнинском муниципальном районе – 0,013 тыс.тонн;
- в городе Балахна – 0,079 тыс.тонн.
Динамика уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных мест Балахнинского района за 2003 – 2018 годы
год |
Кол-во проб |
в т.ч. не стандартных |
% не стандартных проб |
2003 |
4430 |
26 |
0,5 % |
2004 |
4082 |
22 |
0,53 % |
2005 |
4278 |
83 |
1,9 % |
2006 |
4570 |
12 |
0,26 % |
2007 |
3979 |
27 |
0,7 % |
2008 |
4061 |
35 |
0,86 % |
2009 |
3066 |
8 |
0,26 % |
2010 |
2421 |
18 |
0,74 % |
2011 |
3294 |
0 |
0 % |
2012 |
1280 |
11 |
0,86 % |
2013 |
829 |
9 |
1,08% |
2014 |
720 |
2 |
0,28% |
2015 |
616 |
10 |
1,62% |
2016 |
762 |
0 |
0 |
2017 |
621 |
0 |
0 |
2018 |
804 |
0 |
0 |
Загрязнение атмосферного воздуха в концентрациях 5 ПДК мр не отмечалось в Балахнинском районе в 2018 году, также, как и за ряд предыдущих лет.
Исследования атмосферного воздуха на территории Балахнинского района проводятся в рамках социально-гигиенического мониторинга (СГМ) 1 раз в месяц в 4-х контрольных точках:
- Балахна,мкр. ЦКК, д.2 на территории 5-и этажной жилой застройки в зоне влияния ООО «БКФ»,
- Балахна,ул. Свердлова, у. д.25 (в зоне влияния ЭК НиГРЭС),
3. г. Балахна, пр. Дзержинского, д. 1/7. (в зоне влияния автодороги и механических очистных сооружений АО «Волга»,
4. Балахнинский район, пос. Гидроторф, ул. Харенка у д.13 (в зоне влияния промышленного узла).
В Балахнинском районе остается 2 промышленных предприятия, для которых требуется создание СЗЗ (АО «Волга» энергетический комплекс НиГРЭС», ООО «Волга Ресурс » очистные сооружения). На 34 предприятиях разработаны и реализуются проекты организации санитарно-защитных зон.
Минэкологии проводились наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Балахне по следующим показателям: оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, метан, углеводороды, бензол, толуол, этилбензол, ксилол, фенол, формальдегид, сероводород. По данным наблюдения - значения, приближенные к ПДК, были зарегистрированы в следующие месяцы:
Максимально-разовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Балахны за 2018 год
Загрязняющее вещество |
Максимально-разовая концентрация |
|
|
в ПДКм.р. |
время регистрации |
Диоксид азота |
<0,01 |
- |
Оксид азота |
<0,05 |
- |
Диоксид серы |
<0,024 |
- |
Оксид углерода |
<0,12 |
- |
Метан |
0,024 |
май, июль |
Сумма углеводородов |
0,32 |
май, июль |
Ксилолы |
0,29 |
июль |
Бензол |
<0,3 |
- |
Толуол |
<0,3 |
- |
Этилбензол |
<0,5 |
- |
Фенол |
<0,4 |
- |
Формальдегид |
0,6 |
февраль |
Сероводород |
<0,75 |
- |
Случаев экстремального высокого (>50 ПДК) и высокого (>10 ПДК) загрязнения атмосферы вредными веществами не зарегистрировано.
В целях недопущения повышения уровня загрязнения воздуха в период НМУ предприятия г. Балахны предупреждались о необходимости снижения выбросов в атмосферу.
Исследования атмосферного воздуха на территории Балахнинского района проводились ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области № 3 в рамках СГМ в 4-х контрольных точках: г.Балахна, мкр. ЦКК, д.2 на территории 5-и этажной жилой застройки в зоне влияния ООО «БКФ», Балахна,ул. Свердлова, у. д.25 (в зоне влияния ЭК НиГРЭС), г. Балахна, пр. Дзержинского, д. 1/7. ( в зоне влияния автодороги и механических очистных сооружений АО «Волга»р.п. Балахнинский район, пос. Гидроторф, ул. Юбилейная д.10 в зоне влияния промышленного узла). Кроме того, в 2017 г. проводился производственный контроль в санитарно-защитных зонах (СЗЗ) предприятий.
Всего в 2018 г. исследовано 804 пробы атмосферного воздуха (маршрутный контроль, производственный контроль, в т.ч. в зоне влияния промышленных предприятий), превышений ПДК не выявлено (в 2017 г.- 621/ 0).
В ходе плановых мероприятий по контролю проводились исследования атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятий и в жилой зоне. Превышений ПДК не выявлено.
Жалобы на качество атмосферного воздуха поступали на очень сильный раздражающий запах от деятельности ООО «ВолгаРесурс» (от механических очистных сооружений и биологических очистных сооружений). В рамках административного расследования проведен отбор проб атмосферного воздуха в ночное время на территории жилой застройки. Содержание исследуемых показателей в пробах атмосферного воздуха не превышали ПДК, что соответствует требованиям ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.1983-05 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Важнейшей задачей является снижение числа населения, проживающего в санитарно-защитных зонах предприятий. В 2018 г. расселено за пределы СЗЗ 100 человек (2017 г.-2186 чел. Сокращение СЗЗ АО «Волга»). На 01.01.2018 г. в пределах СЗЗ промышленных предприятий остается проживать 150 человек.
На территории Балахнинского района требует решения вопрос проектирования единых санитарно-защитных зон для сложившихся промышленных зон и узлов, в первую очередь для промзон в р.п. Гидроторф и в районе промплощадки ОАО «Волга» (ЭК НиГРЭС»).
В целом в Балахнинском районе в 2018 году сохранялась тенденция снижения валовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух за счет сокращения объемов производства.
Улучшению состояния атмосферного воздуха в Балахнинском районе также способствует продолжающийся процесс реконструкции котельных, перевод большинства из них на газовое топливо, установка нового пылегазоулавливающего оборудования, внедрение современных малоотходных технологий и приобретение нового оборудования на промышленных предприятиях, уменьшение количества источников выбросов.
В целях снижения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
предприятиями района выполнены следующие мероприятия:
- на ОАО «НПО «Правдинский радиозавод» проведена замена пылегазоулавливающих установок в цехах;
- на АО «Волга» проведены теплотехнические режимно-наладочные испытания котлов с составлением режимных карт;
- ООО «ЦНТ «Реал Инвест» осуществлена передача для утилизации дымовых газов из газоходов дымовых труб ООО «ЦНТ «Реал Инвест» в количестве 120,96 млн м3;
- на ООО «Балахнинская картонная фабрика» осуществлено приобретение , монтаж флотационной установки на 350 м3/ч;
- и др.
Состояние атмосферного воздуха Балахнинского района зависит не только от антропогенного загрязнения атмосферы, обусловленного производственной и иной деятельностью, но и от наличия и состояния лесного фонда.
Общая площадь лесов Балахнинского муниципального района составляет около 52 тыс. га (1,5% лесной площади области), из которой покрыто лесом около 40,9 тыс.га. Лесное хозяйство ведется в соответствии Планами проведения санитарно - оздоровительных мероприятий, предусматривающие только выборочно - санитарные рубки и сплошные санитарные рубки (уборка сухостоя).
По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области количество пожаров в 2018 году составил 9 случаев общей площадью – 1,37 га (низовой). По суммарному количеству возгораний и площади, пройденной огнем, пожароопасный сезон 2018 года можно отнести к группе лет с высокой степенью пожарной опасности.
С целью сохранения существующего лесного фонда, биоразнообразия лесов, повышения их потенциала в 2018 году проводились следующие мероприятия: осуществлялось патрулирование лесных территорий, сотрудниками районного лесничества и ОМВД регулярно проводились проверки по контролю за соблюдением лесного законодательства, выявлялись факты незаконных порубок древесины, проводилась разъяснительная работа среди граждан, посещающих леса, проводились посадки зеленых насаждений на территории гослесфонда и поселений района.
Для дальнейшего снижения загрязнения атмосферного воздуха необходимо выполнение следующих мероприятий:
- Строительство объездной автомобильной дороги Н.Новгород-Иваново на участке обхода г. Балахны.
- Модернизация существующих предприятий;
- Строительство, реконструкция котельных, перевод их на газовое топливо;
- Установка нового пылегазоулавливающего оборудования, внедрение современных малоотходных технологий и приобретение нового оборудования на промышленных предприятиях, уменьшение количества источников выбросов;
- Восстановление гидрологического режима осушенных территорий торфоразработок;
- Рекультивация земель, занятых полигоном промышленных отходов ПО «Корунд»;
- Вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов;
- Озеленение территории поселений района и др.
Состояние водных объектов.
На территории Балахнинского муниципального района расположено множество водных объектов (рек, каналов, озер, прудов и др.).
Для хозяйственно-питьевых целей используется только р.Волга. Другие водоёмы и р.Волга используются населением как зоны рекреации.
Наблюдения за качеством поверхностных вод р.Волга на территории Балахнинского района в 2018 году проводили: Минэкологии (ГБУ НО «Экология региона»), ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области № 3, ООО «Волга УК-ЖКХ».
В 2018г. на территории Нижегородской области в плановых пробах поверхностных вод, отобранных на постах государственной сети наблюдений ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», выявлен один случай экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ) воды р. Пыра в районе п. 1 Мая марганцем на уровне 94 ПДКр.х. (декабрь). Превышения нормативов качества вод фиксируются по БПК5 (1,2 ПДК), ХПК (1,3-2,2 ПДК), аммонию (2,8-4,4 ПДК), азоту аммонийному (1,5-1,9 ПДК), азоту нитритному (1,2 ПДК), железу (5,8-31 ПДК), марганцу (4,0-37 ПДК), цинку (1,5 ПДК) и кадмию (1,2 ПДК).
По сравнению с 2017 годом качество воды не изменилось и оценивается как «очень загрязненная вода».
По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области № 3 в 2018 г,. по сравнению с 2017 г., качество воды в р. Волга по санитарно-химическим показателям ухудшилось в 100 % исследованных проб (2017 г. – 50%, 2016 г. – 52,9%) выявлено несоответствие гигиеническим нормативам, в том числе из 6-ти исследованных проб в 6-ти пробах выявлено превышение по показателю химическое потребление кислорода (ХПК), в 5-ти – по показателю железо. В 2018 г. в 22,2% проб выявлено несоответствия проб по микробиологическим показателям по термотолерантным колиформным бактериям - ТКБ (2017 г. - 20%, 2016 г. – 20%) .
Удельный вес нестандартных проб в водоемах Балахнинского района за 2016 – 2018 гг.
|
Доля проб воды, не соответствующей требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, % |
Доля проб воды, не соответствующей требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
водоем 1 категории – р. Волга |
52,9 |
50,0 |
100 |
20,0 |
20,0 |
22,2 |
водоемы II категории – зоны отдыха |
6,7 |
0 |
0 |
18,8 |
36,3 |
7,1 |
Средне областные показатели |
7,9 |
1,0 |
|
6,5 |
0,7 |
|
Трем водным объектам, расположенных на землях гослесфонда, присвоен статус памятников природы регионального значения: озеро Боровское, болото Семиречье и болото по рекам Чёрной и Пройме.
Озеро Боровское, площадью 49 га, находится в 12 км к юго-западу от
п. Лукино Балахнинского района. Средняя глубина составляет около 2-х м, максимальная глубина - 3 м. Озеро окружено кольцом болот, на которых представлены верховые, переходные и низинные фитоценозы, произрастают редкие виды растений, в т.ч. занесенный в Красную Книгу РФ. Озеро служит местом остановки на пролёте водоплавающих птиц.
Болото по рекам Черной и Пройме – типичное переходное, низинное болото, расположенное в пойме реки Чёрной и её притока Журавлёвки, занимает площадь 599,0 га. На болоте преобладают пойменные черноольшанники в возрасте 60-70 лет. Вместе с ольхой растут берёзы и сосны. Болото не только сохраняет воды рек Чёрная и Журавлёвка, но и способствует поддержанию экологического равновесия территории зелёной зоны Балахнинского района с высокой антропогенной нагрузкой. Является прекрасным клюквенником.
Болото Семиречье, площадью 691,3 га, расположено в 1,5 км к северо-востоку от д. Бурцево. Семиречье – самое большое неразработанное болото Балахнинского района, лежащее на водоразделе рек Чёрная и Сейма. Болото в основном низинного типа, покрытое лесом. На территории болота сохранились и взяты под охрану государства многие виды растений редких видов. Болото способствует поддержанию экологического равновесия на территории Балахнинской низины.
Задача государственного контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Балахнинского муниципального района, заключается в сохранении естественного состояния природных объектов. Контрольные функции осуществляет Балахнинское межрайонное районное лесничество Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при участии Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Законодательством РФ устанавливается административная и уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
В целях снижения влияния сточных вод на водные объекты в 2018 году проведены следующие мероприятия:
- на ОАО «НПО «Правдинский радиозавод» произведена замена металлопокрытий, в сборочно-монтажном цехе пяти агрегатов выпрямительных с водяным охлаждением на пять агрегатов Пульсар с воздушным охлаждением, фильтр-пресса на локальных очистных сооружениях, ;
- на ООО «БКФ» произведено восстановление, ремонт и пуск в работу флотационных установок производительностью 60 м.куб/ч, а также Приобретение и монтаж флотационной установки на 350 м.куб/ч;
- на ООО «НОКК» произведён капитальный ремонт магистрального канализационного коллектора от р.п. Гидроторф к очистным сооружениям АО «Волга»;
- на МУП «Тепловодоканал» г. Заволжье проведен ремонт первичных отстойников, ремонт распределительной камеры, ремонт насосов перекачки ила, воздуходувки;
- администрациями поселений района организованы работы по очистке прибрежной зоны и акваторий некоторых водных объектов;
- и др.
Для дальнейшего снижения загрязнения водоёмов Балахнинского района, рационального использования поверхностных вод намечены к реализации следующие мероприятия:
- разработка проектов и строительство очистных сооружений в п.1Мая, д.Истомино;
- восстановление (ремонт) очистных сооружений на территории в/ч 28274 р.п. Б. Козино;
- строительство станции снеготаяния;
- очистка малых рек и озёр на территории района;
- продолжение реконструкции системы аэрации биологических очистных сооружений ОАО «Волга»;
- и др.
Состояние почвы.
Занимая центральное место в биосфере и являясь начальным звеном всех трофических цепей, загрязненная почва может стать источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, продуктов питания растительного происхождения и кормов животных и, тем самым, влиять на экологическую обстановку в целом.
Нагрузка на почву на территории Балахнинского муниципального района с развитой промышленностью ежегодно возрастает, что приводит к ее деградации, ухудшению полезных свойств, химическому, биологическому и радиологическому загрязнению. На состояние почвы влияют: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, которые оседают на почву, а в зимнее время концентрируются в снегу; размещение отходов вне оборудованных площадок и полигонов; сброс загрязнённых, неочищенных канализационных, дождевых и талых вод на рельеф местности и др.
В 2018 году исследование почвы в Балахнинском районе проводилось лабораторией филиала ФБУЗ по Нижегородской области. Контроль качества почвы проводился в рамках СГМ:
- 4 пробы по санитарно-химическим показателям, из них 4 проб на тяжелые металлы. Все пробы соответствуют гигиеническим нормативам (в 2017 г.- 6/-)
- 7 проб по микробиологическим показателям, все соответствуют гигиеническим нормативам ( в 2017 г. 10/-),
- 13 проб по паразитологическим показателям, все соответствуют гигиеническим нормативам ( в 2017 г. 18/-),
-1 проба на радиоактивные вещества, все соответствуют ГН (в 2017 г. 2/-)
- 7 проб на преимагинальные стадии мух, все соответствуют гигиеническим нормативам ( в 2017 г. 12/-).
На пестициды отбор проб почвы в 2018 г. не проводился (в 2017 г. -/-).
Исследования почвы проводились в селитебной зоне и в рамках СГМ на пляже, в СЗЗ полигона ТБО г. Балахны, все пробы соответствовали гигиеническим нормативам.
Характеристика состояния почвы в Балахнинском районе в 2017 – 2018 гг.
|
Санитарно-химические показатели |
Микробиологические показатели |
Паразитологические показатели |
Исследования на радиоактивные вещества |
Исследования на преимагинальные стадии мух |
|||||
|
2018 |
2017г. |
2018 |
2017г. |
2018 |
2017г. |
2018 |
2017г. |
2018 |
2017г. |
Количество исследованных проб |
4 |
6 |
7 |
10 |
13 |
18 |
1 |
2 |
7 |
12 |
из них не соответствует гигиеническим нормативам (в %) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Загрязнению почвы в черте населенных мест способствуют нарушение порядка вывоза бытовых отходов, образование стихийных свалок мусора, отсутствие площадок для выгула домашних животных, нерегулярная смена песка на игровых площадках и в песочницах.
Качество почвы зависит от состояния объектов размещения отходов.
На территории Балахнинского муниципального района расположено ряд объектов размещения отходов (ведомственных и муниципальных). Всего на территории района расположено 9 объектов.
Полигон промышленных отходов ПАО «ЗМЗ».
Площадь полигона составляет около 20,0 га. На полигоне размещены промышленные отходы II-IV классов опасности. Полигон действующий. Состояние объекта удовлетворительное.
Полигон промышленных отходов бывшего ПО «Корунд» (собственник Администрация МО «р.п.Большое Козино»).
Площадь полигона составляет 18,2 га. На полигоне размещены отходы III- IV класса опасности. Полигон не функционирует. Состояние объекта не удовлетворительное. Необходимо проведение рекультивации полигона.
Хранилища кислых гудронов (собственник Администрация МО «р.п.Большое Козино»).
Площадь хранилищ – 6,25 га. Хранилища не эксплуатируются, размещенные в них отходы отнесены ко II классу опасности. Состояние объектов не удовлетворительное. Требуется ликвидация хранилищ кислых гудронов с последующей рекультивацией территории.
Короотвал на берегу р. Волга (собственник Администрация МО «Балахнинского муниципального района»).
Короотвал занимает площадь около 25 га. На короотвале размещены отходы IV класса опасности (древесная кора и отходы древесины). Рекультивация объекта завершена. Состояние объекта удовлетворительное.
Шламонакопитель ОАО «Волга».
Шламонакопитель занимает площадь около 87га. На шламонакопителе размещены отходы IV-V класса опасности. Объект находится в стадии рекультивации, IV секция золо-шламонакопителя - действующая. Состояние объекта - удовлетворительное.
Мазутохранилище открытого типа «Нефтеямы».
Мазутохранилище занимает площадь около 4 га. Нефтеямы содержат водно-мазутные остатки, точные объемы не установлены. Состояние объектов удовлетворительное. Требуется рекультиваци объектов.
Полигон твёрдых бытовых отходов.
Полигон ТБО занимает площадь 22 га. На полигоне размещены отходы IV-V классов опасности. Полигон действующий. Состояние объекта удовлетворительное.
На территории района размещены и эксплуатируются также шламонакопитель ООО «БКФ» и шламоотвал Нижегородская ГРЭС ОАО «Волга», имеется множество рекультивированных золоотвалов, свалок твердых бытовых и промышленных отходов.
Одним из факторов загрязнения почвы является сброс сточных вод на рельеф местности. На территории Балахнинского муниципального района 3 предприятия осуществляли сброс недостаточно очищенных сточных вод на поля подземной фильтрации или рельеф местности: АО «НОКК» (п.Совхозный), филиал ОАО «ФСК ЕЭС» (р.п.Б.Козино), МУП «Большое Козино» (р.п.Б.Козино).
В целях снижения загрязнения почвы, поддержания экологической стабильности в районе, минимизации негативного воздействия на окружающую среду в 2018 году проведены следующие мероприятия:
- на Нижегородском предприятия магистральных электрических сетей (филиал ОАО «ФСК ЕЭС») отходы инертных материалов вовлечены в оборот для планировки территории предприятия;
- на территории поселений Балахнинского района организован сбор энергосберегающих ламп от населения;
- на предприятиях ООО «БКФ», ЗАО «Балахнинское стекло», в качестве вторичных отходов использованы отходы бумаги и картона, полимерных материалов, стеклобоя;
- на ОАО «Волга» утилизированы отходы коры и шлама;
- основная масса отходов производства и потребления утилизирована и переработана на предприятиях г.Нижнего Новгорода по договорам.
По результатам проведённой оценки состояния почвы, объектов размещения твёрдых коммунальных и промышленных отходов и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на качество почвы требуется реализация мероприятий, направленных на восстановление (рекультивацию) загрязнённых территорий, исключение негативного воздействия, приведение земельных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а именно:
- Ликвидация мазутохранилищ открытого типа «Нефтеямы».
- Ликвидация хранилищ кислых гудронов.
- Рекультивация земель, занятых полигоном промышленных отходов быышего ПО «Корунд».
- Реконструкция очистных сооружений в р.п. Б. Козино.
- Развитие централизованных канализационных сетей на территории поселений района и др.
- Строительство очистных сооружений в д. Конево, п.Совхозный.
- Строительство навозохранилищ.
Для разработки дополнительных природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязнения почвы, необходимо проведение постоянного, расширенного, комплексного изучения качества почвы.
Улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель является в настоящее время приоритетной задачей.
Недра.
На территории Балахнинского муниципального района имеются месторождения и проявления строительных, формовочных и стекольных песков, а также кирпичных суглинков, торфа, сапропелей и питьевых подземных вод.
В соответствии с Заключением ФГУ ГП «Волгагеология» все месторождения связаны с четвертичными отложениями долины р. Волга и частично с водноледниковыми отложениями междуречья р.Волги и р.Оки. Сырьевая база строительных песков района представлена тремя месторождениями (Первомайское, Липовское, Малокозинское) и одним проявлением (Балахнинское). Сырьевая база формовочных песков представлена крупным Боровским месторождением. Сырьевая база стекольных песков представлена двумя месторождениями: Рыловское (Трестьянское) и Бурцевское (Малинино). Сырьевая база кирпичных суглинков представлена одним малым Шеляуховским месторождением. Также на территории района расположены 4 озёрных месторождения сапропеля: «Костичево» № 52, «Черновское» № 49, «Маленькое» № 47, «Озеро (пруд) Лукинское» № 50.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Распоряжается ими Правительство Нижегородской области в лице Министерства экологии и охраны окружающей среды путем проведения аукционов на право разработки месторождения. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2018 году хозяйственную деятельность в Балахнинском районе осуществляли 7 недропользователей.
Участие администрации Балахнинского муниципального района в решении вопросов, связанных с развитием минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности носит декларативный характер, при обращении хозяйствующих субъектов в органы местного самоуправления оказывается организационное содействие, в том числе при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков.
Муниципальный контроль органами местного самоуправления не проводится, поскольку Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Однако, определенная работа администрацией Балахнинского муниципального района ведется. Так, в случае формирования земельных участков для строительства капитальных объектов в границах месторождений, администрация района проводит согласование принятого решения с Министерством экологии и охраны окружающей среды Нижегородской области. В соответствии с Порядком пользования участками недр местного значения на территории Нижегородской области, хозяйствующий субъект, получивший лицензию на недропользование, имеет право приступить к выработке недр только после утверждения проектной документации на проведение всех видов работ, в т.ч. рекультивацию, и заключения договора аренды земельного участка. В администрации Балахнинского муниципального района создана комиссия по приемке рекультивированных земель (карьеров). По состоянию на 01.01.2018 года претензий к недропользователям по арендной плате нет.
Проблемы, возникающие у органов местного самоуправления в связи с недропользованием, существуют. Это, в первую очередь, отсутствие практики консервации недовыработанных карьеров при прекращении прав пользования недрами, в т.ч. досрочном, и отсутствие должного государственного экологического контроля за соблюдением порядка досрочного прекращения права пользования недрами. Требуется активная правоприменительная практика со стороны Минэкологии, совершенствование и (или) принятие нормативно-правовых актов регионального исполнительного органа власти.
Экологическое образование, воспитание, просвещение.
Экологическое образование, воспитание и просвещение являются не менее важным направлением работы, способствующим формированию у населения определённого стереотипа мышления и поведения, бережному отношению к природе и окружающей среде.
Велась регулярная работа по экологическому ориентированию и пропаганде экологических знаний, воспитанию и просвещению населения, оказанию методической, консультационной и организационной помощи предприятиям (организациям) в вопросах природоохранной деятельности, разъяснению требований природоохранного законодательства и его применению, организация акций, конкурсов, семинаров, круглых столов, экологических чтений, размещение статей и иной информации на официальном сайте администрации района и в газете «Рабочая Балахна» по природоохранной тематике.
Экологическое воспитание и образование является неотъемлемой частью современного развития личности подрастающего поколения. Активизация деятельности дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ и факультативных (внешкольных) образовательных учреждений по формированию у детей экологического мировоззрения и экологической культуры, по привитию навыков к практическому участию в охране окружающей среды, внедрение новых форм и методов экологического образования и воспитания дошкольников и учащихся школ является важнейшим направлением.
Во всех образовательных и воспитательных учреждениях Балахнинского района проводились: экологические игры и фестивали, летние экологические лагеря и экскурсии, тематические вечера, экологические десанты и познавательно-развлекательные программы, экологические чтения, конкурсы-выставки детских рисунков, уроки, предметные декады, презентации на биолого-экологическую тематику, работали экологические кружки и объединения, велась исследовательская работа. Все проводимые мероприятия учитывали возрастные особенности детей.
Особо значимым в 2018 году было проведение и участие в следующих эколого-биологических мероприятиях теоретического и практического характера: Интеллектуальный марафон «Судьба природы-наша судьба), акция по уборке приклубной территории «С любовью к природе» (образовательные учреждения Балахнинского муниципального района), экологическая акция «Наш чистый дом» посвященная Всероссийскому экологическому субботнику «Зеленая весна» (коллектив МБУК «КСК им.Димитрова»), игровая познавательно-развлекательная программа по экологии о временах года «Весенний хоровод», Волонтерская акция-субботник «Наша память» (Молодежная палата, Управление молодежной политики и спорта администрации БМР), «Путешествие по озеру Байкал» (экологическая познавательная программа для детей до 14 лет), «Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей» (экологический квест ), «Патруль чистоты» по уборке у памятника погибшим односельчанам ( экологически-патриотическая акция), (приняло участие около 1098 человек из образовательных учреждений, учреждений культуры, учреждения дополнительного образования, население Балахнинского муниципального района) и др. На территории всех поселений района проводилась посадка саженцев, а в рамках акций «Международный день птиц», «Поможем пернатым друзьям», «Кормушка или добрая зима для птиц» были изготовлены и развешены кормушки и домики для птиц для привлечения внимания к проблемам зимующих и перелетных пернатых и сохранения их численности, поддержания видового разнообразия в целом.
Систематическое внедрение экологического просвещения и образования на территории района способствует повышению экологической культуры всех слоев населения, предприятий и учреждений, утверждению в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Экономический механизм регулирования природопользования.
При существующей техногенной нагрузке в Балахнинском районе негативное воздействие на окружающую среду неизбежно. Стимулирующим фактором в выполнении предприятиями природоохранных мероприятий являются платежи за загрязнение окружающей среды, вносимые хозяйствующими субъектами в качестве компенсации вреда, нанесенного природе.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней хозяйствующими субъектами района в 2018 году оставила 14,91 млн.руб. (в 2017 году – 34,48 млн. руб., в 2016 году- 30,5 млн. руб., в 2015 году – 20,51 млн. руб.), в том числе в бюджет Балахнинского муниципального района поступило в 2018 году - 8,2 млн. руб. (в 2017 году – 13,79 млн. руб., в 2016 – 12,2 млн.руб., в 2015 году – 8,2 млн. руб.).
Динамика поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015-2018гг.
Сумма платежей в доход бюджетов всех уровней от платы за негативное воздействие на окружающую среду - величина непостоянная и зависит от ряда причин:
- изменение объемов загрязнения (с учётом выполнения природоохранных мероприятий, снижения (увеличения) мощностей производств, ликвидация предприятий и пр.);
- количество плательщиков платы (охват платой неучтенных природопользователей или снятие их с учёта в качестве плательщиков);
- отсутствие или наличие разрешительной документации на загрязнение окружающей среды и, как следствие, применение или отмена повышающих коэффициентов при начислении платы);
- индексация базовых нормативов платы;
- процент распределения поступлений средств по уровням бюджетов.
Плановый доходный показатель по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году выполнен.
При этом, на основании учёта, анализа и оценки состояния окружающей среды следует отметить, что внесение платы не является действенным стимулом для предприятий района в реализации природоохранных мероприятий, т. к. суммы платы невелики и имеют значительное отставание от сумм затрат на строительство природоохранных объектов (локальных очистных сооружений, пылегазоулавливающее оборудование и пр.), реконструкцию объектов, внедрение современных малоотходных технологий.
Государственный экологический контроль.
Одной из основных экологических функций является государственный экологический контроль. Он представляет собой проверку соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований природоохранного законодательства. От качества и результативности экологического контроля напрямую зависит безопасность жизнедеятельности и здоровье населения, состояние природных объектов, возможность предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В 2018 году на территории района государственный экологический контроль осуществлялся Департаментом Росприроднадзора по ПФО и Северо-Западным межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Департаментом Росприроднадзора по ПФО проведены пять внеплановых документарных проверок исполнения предписаний в отношении ООО «Волга УК ЖКХ». По результатам проверок предписания не исполнены. Выданы новые предписания. В отношении юридического и должностного лица составлены проколы по основаниям ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (направлены в суд для рассмотрения).
Проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания в отношении АО «Волга». Предписание не выполнено. Выдано новое предписание. В отношении юридического и должностного лица составлены проколы по основаниям ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и направлены в суд для рассмотрения. Юридическое и должностное лицо признаны виновными в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде: административного штрафа в размере: ста тысяч рублей (100 000 рублей) и десяти тысяч рублей (10000 рублей).
Наличие природоохранной службы на районном уровне особенно важно для обеспечения экологической безопасности, позволяет оперативно принимать меры по пресечению нарушений природоохранного законодательства.
Северо-Западным МРО было проведено 4 плановых выездных проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Балахнинского муниципального района, рассмотрено 55 обращений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.
Наличие природоохранной службы на районном уровне особенно важно для обеспечения экологической безопасности, позволяет оперативно принимать меры по пресечению нарушений природоохранного законодательства.
По результатам проведенных надзорных мероприятий было выявлено 48 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе: в области обращения с отходами – 15 нарушений, в области охраны атмосферного воздуха – 9 нарушений, в области охраны водных объектов – 8 нарушений, в области недропользования –13 нарушения.
По итогам проведенных проверок и административных расследований возбуждено 22 дела об административных правонарушениях.
В 2018 году было вынесено 19 постановлений о наложении штрафов на сумму 366 тысяч рублей, в том числе:
- в связи с нарушением законодательства в области недропользования – 4 штрафа в размере 120 тыс.рублей,
- в связи с нарушением законодательства в области обращения с отходами – 5 штрафов на сумму 32 тыс.рублей,
- за нарушение порядка представления сведений, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления – 1 штраф на сумму 5 тыс.рублей,
- в связи с нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха – 1 штраф на сумму 2 тыс. рублей,
- в связи с нарушением требований к охране водных объектов, в том числе при эксплуатации канализационных сетей и сооружений, наложено 3 штрафа на сумму 91 тыс. рублей,
- за пользование водным объектом без специального разрешения – 2 штрафа на сумму 60 тыс. рублей,
- в связи с нарушением порядка постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет – 1 штраф на сумму 3 тыс. рублей,
- за уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах без соответствующего разрешения органов местного самоуправления – 1 штраф в размере 3 тыс. рублей,
- за нарушение порядка выдачи разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений – 1 штраф в размере 50 тыс. рублей.
Основными выявленными нарушениями явились:
- в области обращения с отходами производства и потребления: осуществление деятельности в области обращения с отходами с нарушением требований законодательства, отсутствие паспортов на отходы I-IV классов опасности, отсутствие учета движения отходов на предприятиях, осуществление несанкционированного размещения отходов, осуществление деятельности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предоставление в установленные сроки отчетности в области обращения с отходами;
- в области охраны атмосферного воздуха: осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, без установленных нормативов выбросов, нарушение порядка инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
- в области охраны водных объектов: осуществление сброса сточных вод в водные объекты без разрешения и без установленных нормативов предельно-допустимого сброса;
- в области недропользования: осуществление добычи песка и песчаных грунтов с нарушением условий лицензионных соглашений;
- в области охраны зеленых насаждений: выдача разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений без экспертной оценки зеленых насаждений и проекта реконструкции озелененной территории общего пользования;
- и др.
Экологическая обстановка в Балахнинском районе в 2018 году характеризовалась как стабильная, но напряженная.
Учет, анализ и оценка состояния окружающей среды района позволили администрации Балахнинского муниципального района установить наиболее острые экологические проблемы района, требующие разработки и реализации
целого комплекса природоохранных мероприятий, направленных на снижение степени влияния хозяйственной деятельности на водные объекты, атмосферный воздух, почву, леса и улучшение состояния окружающей среды района.
Начальник сектора экологии Е.Е.Макарова