Информация об экологической обстановке 2019г
И Н Ф О Р М А Ц И Я
об экологической обстановке на территории
Балахнинского муниципального района в 2019 году
Экологическая обстановка Балахнинского муниципального района характеризуется степенью загрязнения трех природных сред: атмосферного воздуха, водной среды и земельных ресурсов.
В 2019 году на территории Балахнинского муниципального района вели хозяйственную деятельность более 1000 субъектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую природную среду.
Это предприятия целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, оборонной, энергетической отраслей, а так же химической и пищевой промышленности, производства металлических конструкций и изделий, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, организации торговли, общественного питания и др.
Все объекты негативного воздействия, расположенные в границах Балахнинского муниципального района, подлежащие федеральному и региональному надзору, состоят в Государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Общедоступные сведения реестра размещены в сети Интернет по адресу: https://onv.fsrpn.ru.
Состояние атмосферного воздуха
Важнейшим фактором, характеризующим благополучие населения Балахнинского района, является состояние воздушного бассейна, которое напрямую зависит от поступления и распространения в нем загрязняющих веществ.
Из промышленных предприятий основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города Балахны внесли: ЭК Нижегородская ГРЭС АО «Волга» (предприятие теплоэнергетики) и АО «Волга» (предприятие целлюлозно-бумажной промышленности), ЦНТ «Реал-Инвест» (производство промышленных газов - жидкой углекислоты), ООО «Технопарк «Реал-Инвест». Существенное влияние на качество атмосферного воздуха оказывает транзитный транспорт, движущегося через город Балахну по трассе Н.Новгород-Иваново.
Динамика уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных мест Балахнинского района за 2004 – 2020 годы
год |
Кол-во проб |
в т.ч. не стандартных |
% не стандартных проб |
2004 |
4082 |
22 |
0,53 % |
2005 |
4278 |
83 |
1,9 % |
2006 |
4570 |
12 |
0,26 % |
2007 |
3979 |
27 |
0,7 % |
2008 |
4061 |
35 |
0,86 % |
2009 |
3066 |
8 |
0,26 % |
2010 |
2421 |
18 |
0,74 % |
2011 |
3294 |
0 |
0 % |
2012 |
1280 |
11 |
0,86 % |
2013 |
829 |
9 |
1,08% |
2014 |
720 |
2 |
0,28% |
2015 |
616 |
10 |
1,62% |
2016 |
762 |
0 |
0 |
2017 |
621 |
0 |
0 |
2018 |
804 |
0 |
0 |
2019 |
595 |
3 |
0,5% |
Загрязнение атмосферного воздуха в концентрациях 5 ПДКмр не отмечалось в Балахнинском районе в 2019 году, также, как и за ряд предыдущих лет.
Исследования атмосферного воздуха на территории Балахнинского района проводятся в рамках социально-гигиенического мониторинга (СГМ) 1 раз в месяц в 4-х контрольных точках:
- г.Балахна, мкр. ЦКК, д.2 на территории 5-и этажной жилой застройки в зоне влияния ООО «БКФ»,
- г.Балахна, ул. Свердлова, у. д.25 (в зоне влияния ЭК НиГРЭС),
3. г. Балахна, пр. Дзержинского, д. 1/7. (в зоне влияния автодороги и механических очистных сооружений АО «Волга»,
4. Балахнинский район, пос. Гидроторф, ул. Харенка у д.13 (в зоне влияния промышленного узла).
В Балахнинском районе остается 2 промышленных предприятия, для которых требуется создание СЗЗ АО НПО «ПРЗ», ООО «Волга-Ресурс» (биологические очистные сооружения). Всего в 2019 г. исследовано 595 проб атмосферного воздуха (маршрутные и подфакельные исследования в зоне влияния промышленных предприятий, производственный контроль), выявлено превышение ПДК в 3-х пробах атмосферного воздуха на территории жилой застройки в д.Истомино в момент аварийной ситуации –розлива сточных вод) (в 2018г.-804/0).
По данным ФГБУ «Верне-Волжское УГМС» проводились наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в г. Балахне по следующим показателям: оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, метан, углеводороды, бензол, толуол, этилбензол, ксилол, фенол, формальдегид, сероводород. По данным наблюдения - значения, приближенные к ПДК, были зарегистрированы в следующие месяцы:
Максимально-разовые концентрации загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе г. Балахны за 2019 год
Загрязняющее вещество |
Максимально-разовая концентрация |
|
|
в ПДКм.р. |
время регистрации |
Диоксид азота |
0,5 |
сентябрь |
Оксид азота |
0,2 |
сентябрь |
Диоксид серы |
<0,1 |
сентябрь |
Оксид углерода |
0,2 |
сентябрь |
Ксилолы |
0,1 |
сентябрь |
Бензол |
<0,1 |
сентябрь |
Толуол |
<0,1 |
сентябрь |
Этилбензол |
0,5 |
сентябрь |
Фенол |
<0,8 |
сентябрь |
Формальдегид |
<0,2 |
сентябрь |
Сероводород |
<0,8 |
сентябрь |
Случаев экстремального высокого (>50 ПДК) и высокого (>10 ПДК) загрязнения атмосферы вредными веществами не зарегистрировано. Случаев кратковременного загрязнения атмосферного воздуха (выше ПДКм.р.) не отмечено.
В целях недопущения повышения уровня загрязнения воздуха в период НМУ предприятия г. Балахны предупреждались о необходимости снижения выбросов в атмосферу.
Исследования атмосферного воздуха на территории Балахнинского района проводились ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области № 3 в рамках СГМ в 4-х контрольных точках: г.Балахна, мкр. ЦКК, д.2 - на территории 5-и этажной жилой застройки в зоне влияния ООО «БКФ», г.Балахна, ул. Свердлова, у. д.25 - в зоне влияния ЭК НиГРЭС, г. Балахна, пр. Дзержинского, д. 1/7. (в зоне влияния автодороги и механических очистных сооружений АО «Волга»), Балахнинский район, рп. Гидроторф, ул. Юбилейная д.10 - в зоне влияния промышленного узла.
Кроме того, в 2019 г. проводился производственный контроль в санитарно-защитных зонах (СЗЗ) предприятий. В ходе плановых мероприятий по контролю проводились исследования атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятий и в жилой зоне. Превышений ПДК не выявлено.
Важнейшей задачей является снижение числа населения, проживающего в санитарно-защитных зонах предприятий. В 2019 г. расселено за пределы СЗЗ 150 человек (2018 г.-150 чел.). На 01.01.2019 г. в пределах СЗЗ промышленных предприятий остается проживать 150 человек.
На территории Балахнинского района требует решения вопрос проектирования единых санитарно-защитных зон для сложившихся промышленных зон и узлов, в первую очередь для промзон в р.п. Гидроторф и в районе промплощадки ОАО «Волга» (ЭК НиГРЭС»).
В целом в Балахнинском районе в 2019 году сохранялась тенденция снижения валовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух за счет сокращения объемов производства.
Улучшению состояния атмосферного воздуха в Балахнинском районе также способствует продолжающийся процесс реконструкции котельных, перевод большинства из них на газовое топливо, установка нового пылегазоулавливающего оборудования, внедрение современных малоотходных технологий и приобретение нового оборудования на промышленных предприятиях, уменьшение количества источников выбросов.
В целях снижения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
предприятиями района выполнены следующие мероприятия:
- на ОАО «НПО «Правдинский радиозавод» проведена замена пылегазоулавливающих установок в цехах;
- на АО «Волга» проведены теплотехнические режимно-наладочные испытания котлов с составлением режимных карт;
- ООО «ЦНТ «Реал Инвест» осуществлена передача для утилизации дымовых газов из газоходов дымовых труб ООО «ЦНТ «Реал Инвест» в количестве 120,96 млн.м3;
- на ООО «Балахнинская картонная фабрика» осуществлено приобретение, монтаж флотационной установки на 350 м3/ч.
Состояние атмосферного воздуха Балахнинского района зависит не только от антропогенного загрязнения атмосферы, обусловленного производственной и иной деятельностью, но и от наличия и состояния лесного фонда.
Общая площадь лесов Балахнинского муниципального района составляет около 52 тыс. га (1,5% лесной площади области), из которой покрыто лесом около 40,9 тыс.га. Территория всего Балахнинского муниципального района более чем на 64,2% состоит из земель государственного лесного фонда. Лесное хозяйство ведется в соответствии Планами проведения санитарно- оздоровительных мероприятий, предусматривающие только выборочно: санитарные рубки и сплошные санитарные рубки (уборка сухостоя).
По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области количество пожаров в 2019 году в Балахнинском районе составило 10 случаев общей площадью – 2,58 га (подземные - 043га, низовой - 2,15га.). По суммарному количеству возгораний и площади, пройденной огнем, пожароопасный сезон 2019 года можно отнести к группе лет с высокой степенью пожарной опасности.
С целью сохранения существующего лесного фонда, биоразнообразия лесов, повышения их потенциала в 2019 году проводились следующие мероприятия: осуществлялось патрулирование лесных территорий, сотрудниками районного лесничества и ОМВД регулярно проводились проверки по контролю за соблюдением лесного законодательства, выявлялись факты незаконных порубок древесины, проводилась разъяснительная работа среди граждан, посещающих леса, проводились посадки зеленых насаждений на территории гослесфонда и поселений района.
Для дальнейшего снижения загрязнения атмосферного воздуха необходимо выполнение следующих мероприятий:
- Строительство объездной автомобильной дороги Н.Новгород-Иваново на участке обхода г. Балахны.
- Модернизация существующих предприятий;
- Строительство, реконструкция котельных, перевод их на газовое топливо;
- Установка нового пылегазоулавливающего оборудования, внедрение современных малоотходных технологий и приобретение нового оборудования на промышленных предприятиях, уменьшение количества источников выбросов;
- Восстановление гидрологического режима осушенных территорий торфоразработок;
- Рекультивация земель, занятых полигоном промышленных отходов ПО «Корунд»;
- Вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов;
- Реконструкция озелененных территории поселений района и др.
Состояние поверхностных водных объектов
На территории Балахнинского муниципального района расположено множество водных объектов (рек, каналов, озер, прудов и др.).
Для хозяйственно-питьевых целей используется только р.Волга. Другие водоёмы и р.Волга используются населением как зоны рекреации.
Наблюдения за качеством поверхностных вод р.Волга на территории Балахнинского района в 2019 году проводили: Минэкологии (ГБУ НО «Экология региона»), ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области № 3, ООО «Волга УК-ЖКХ».
В 2019 г. В ЦМС ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» поступила информация об обнаружении экстремально высокого загрязнения.
По информации ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области», 8 сентября в 17 час 30 мин на акватории Чебоксарского вдхр. (р. Волга) в 10-15 м от правого берега в районе СНТ «Картонщик» Балахнинского района был обнаружен фонтанирующий сброс неустановленной тёмной жидкости с неприятным запахом.
По сообщению ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» - лицензиата Росгидромета, поступившей 19.09.2019, в пробах воды Чебоксарского вдхр. (река Волга), отобранных по заявке Департамента Росприроднадзора по ПФО в районе выпуска сточных вод с очистных канализационных сооружений ООО «Волга УК ЖКХ» г. Балахна Нижегородской области 08.09.2019г., выявлено 2 случая экстремально высокого загрязнения легкоокисляемыми органическими веществами по величине БПК5 в концентрациях от 59,0 до 66,0 мгО2/дм3 (более 40 мгО2/дм3) в месте сброса и в 100 метрах ниже сброса. 09.09.2019г., выявлено 5 случаев экстремально высокого загрязнения легкоокисляемыми органическими веществами по величине БПК5 в концентрациях от 41,5 до 68,0 мгО2/дм3 (более 40 мгО2/дм3) в месте сброса и в 500 метрах ниже сброса по течению.
Удельный вес нестандартных проб в водоемах
Балахнинского района за 2016 – 2019 гг.
|
Доля проб воды, не соответствующей требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, % |
Доля проб воды, не соответствующей требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям, % |
||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
водоем 1 категории – р. Волга |
52,9 |
50,0 |
100 |
0 |
20,0 |
20,0 |
22,2 |
33 |
водоемы II категории – зоны отдыха |
6,7 |
0 |
0 |
21 |
18,8 |
36,3 |
7,1 |
36 |
Средне областные показатели (2 категория)
|
7,9 |
1,0 |
- |
17,1
|
6,5 |
0,7 |
- |
27,7
|
Трем водным объектам, расположенных на землях гослесфонда, присвоен статус памятников природы регионального значения: озеро Боровское, болото Семиречье и болото по рекам Чёрной и Пройме.
Озеро Боровское, площадью 49 га, находится в 12 км к юго-западу от
п. Лукино Балахнинского района. Средняя глубина составляет около 2-х м, максимальная глубина - 3 м. Озеро окружено кольцом болот, на которых представлены верховые, переходные и низинные фитоценозы, произрастают редкие виды растений, в т.ч. занесенный в Красную Книгу РФ. Озеро служит местом остановки на пролёте водоплавающих птиц.
Болото по рекам Черной и Пройме – типичное переходное, низинное болото, расположенное в пойме реки Чёрной и её притока Журавлёвки, занимает площадь 599,0 га. На болоте преобладают пойменные черноольшанники в возрасте 60-70 лет. Вместе с ольхой растут берёзы и сосны. Болото не только сохраняет воды рек Чёрная и Журавлёвка, но и способствует поддержанию экологического равновесия территории зелёной зоны Балахнинского района с высокой антропогенной нагрузкой. Является прекрасным клюквенником.
Болото Семиречье, площадью 691,3 га, расположено в 1,5 км к северо-востоку от д. Бурцево. Семиречье – самое большое неразработанное болото Балахнинского района, лежащее на водоразделе рек Чёрная и Сейма. Болото в основном низинного типа, покрытое лесом. На территории болота сохранились и взяты под охрану государства многие виды растений редких видов. Болото способствует поддержанию экологического равновесия на территории Балахнинской низины.
Задача государственного контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Балахнинского муниципального района, заключается в сохранении естественного состояния природных объектов. Контрольные функции осуществляет Балахнинское межрайонное районное лесничество Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при участии Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Законодательством РФ устанавливается административная и уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
В целях снижения влияния сточных вод на водные объекты в 2019 году проведены следующие мероприятия:
- на ОАО «НПО «Правдинский радиозавод» произведена модернизация локальных очистных сооружений;
- на ООО «БКФ» произведено восстановление, ремонт и пуск в работу флотационных установок производительностью 60 м.куб/ч, а также Приобретение и монтаж флотационной установки на 350 м.куб/ч;
- ООО «НОКК» произведён аварийной ремонт магистрального канализационного коллектора от р.п. Гидроторф к очистным сооружениям АО «Волга»;
- на МУП «Тепловодоканал» г. Заволжье проведен ремонт вторичных отстойников,замена участка напорного коллектора на территории БОС, ремонт песколовки и др;
- администрациями поселений района организованы работы по очистке прибрежной зоны и акваторий некоторых водных объектов.
Для дальнейшего снижения загрязнения водоёмов Балахнинского района, рационального использования поверхностных вод намечены к реализации следующие мероприятия:
- разработка проектов и строительство очистных сооружений в п.1Мая, д.Истомино;
- восстановление (ремонт) очистных сооружений на территории в/ч 28274 р.п. Б. Козино;
- строительство станции снеготаяния;
- расчистка малых рек и озёр на территории района.
Состояние почвы
Занимая центральное место в биосфере и являясь начальным звеном всех трофических цепей, загрязненная почва может стать источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, продуктов питания растительного происхождения и кормов животных и, тем самым, влиять на экологическую обстановку в целом.
Нагрузка на почву на территории Балахнинского муниципального района с развитой промышленностью ежегодно возрастает, что приводит к ее деградации, ухудшению полезных свойств, химическому, биологическому и радиологическому загрязнению. На состояние почвы влияют: выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, которые оседают на почву, а в зимнее время концентрируются в снегу; размещение отходов вне оборудованных площадок и полигонов; сброс загрязнённых, неочищенных канализационных, дождевых и талых вод на рельеф местности и др.
В 2019 году исследование почвы в Балахнинском районе проводилось лабораторией филиала ФБУЗ по Нижегородской области. Контроль качества почвы проводился в рамках СГМ:
- 10 проб по санитарно-химическим показателям, из них 10 проб на тяжелые металлы. Все пробы соответствуют гигиеническим нормативам (в 2018 г.- 4/-);
- 13 проб по микробиологическим показателям, 3 не соответствуют гигиеническим нормативам (в 2018 г. 7/-);
- 14 проб по паразитологическим показателям, 5 не соответствуют гигиеническим нормативам ( в 2018 г. 13/-);
- 2 пробы на радиоактивные вещества, все соответствуют ГН (в 2018 г. 2/-);
- 10 проб на преимагинальные стадии мух, все соответствуют гигиеническим нормативам ( в 2018 г. 7/-).
На пестициды отбор проб почвы в 2019 г. не проводился (в 2018 г. -/-).
Исследования почвы проводились в селитебной зоне и в рамках СГМ на пляжах, в СЗЗ полигона ТБО г. Балахны, все пробы соответствовали гигиеническим нормативам.
Характеристика состояния почвы в Балахнинском районе
в 2018 – 2019 гг.
|
Санитарно-химические показатели |
Микробиоло-гические показатели |
Паразитоло- гические показатели |
Исследова-ния на радиоактив-ные вещества |
Исследова-ния на преимаги-нальные стадии мух |
|||||
|
2018 |
2019г. |
2018 |
2019г. |
2018 |
2019г. |
2018 |
2019г. |
2018 |
2019г. |
Количество исследованных проб |
4 |
10 |
7 |
13 |
13 |
14 |
1 |
2 |
7 |
10 |
из них не соответствует гигиеническим нормативам (в %) |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Загрязнению почвы в черте населенных мест способствуют нарушение порядка вывоза коммунальных отходов, образование стихийных свалок мусора, отсутствие площадок для выгула домашних животных, нерегулярная смена песка на игровых площадках и в песочницах.
Качество почвы зависит от состояния объектов размещения отходов.
На территории Балахнинского муниципального района расположено ряд объектов размещения отходов (ведомственных и муниципальных). Всего на территории района расположено 9 объектов.
Полигон промышленных отходов ПАО «ЗМЗ».
Площадь полигона составляет около 20,0 га. На полигоне размещены промышленные отходы II-IV классов опасности. Полигон действующий. Состояние объекта удовлетворительное.
Полигон промышленных отходов бывшего ПО «Корунд» (собственник Администрация МО «р.п.Большое Козино»).
Площадь полигона составляет 18,2 га. На полигоне размещены отходы III- IV класса опасности. Полигон не функционирует. Состояние объекта не удовлетворительное. Необходимо проведение рекультивации полигона.
Хранилища кислых гудронов (собственник Администрация МО «р.п.Большое Козино»).
Площадь хранилищ – 6,25 га. Хранилища не эксплуатируются, размещенные в них отходы отнесены ко II классу опасности. Состояние объектов не удовлетворительное. Требуется ликвидация хранилищ кислых гудронов с последующей рекультивацией территории.
Короотвал на берегу р. Волга (собственник Администрация МО «Балахнинского муниципального района»).
Короотвал занимает площадь около 25 га. На короотвале размещены отходы IV класса опасности (древесная кора и отходы древесины). Рекультивация объекта завершена. Состояние объекта удовлетворительное.
Шламонакопитель ОАО «Волга».
Шламонакопитель занимает площадь около 87га. На шламонакопителе размещены отходы IV-V класса опасности. Объект находится в стадии рекультивации, IV секция золо-шламонакопителя - действующая. Состояние объекта - удовлетворительное.
Мазутохранилище открытого типа «Нефтеямы».
Мазутохранилище занимает площадь около 4 га. Нефтеямы содержат водно-мазутные остатки, точные объемы не установлены. Состояние объектов удовлетворительное. Требуется рекультиваци объектов.
Полигон твёрдых бытовых отходов.
Полигон ТБО занимает площадь 22 га. На полигоне размещены отходы IV-V классов опасности. Полигон действующий. Состояние объекта удовлетворительное.
На территории района размещены и эксплуатируются также шламонакопитель ООО «БКФ» и шламоотвал Нижегородская ГРЭС АО «Волга», имеется множество рекультивированных золоотвалов, свалок твердых бытовых и промышленных отходов.
Одним из факторов загрязнения почвы является сброс сточных вод на рельеф местности. На территории Балахнинского муниципального района 3 предприятия осуществляли сброс недостаточно очищенных сточных вод на поля подземной фильтрации или рельеф местности: АО «НОКК» (п.Совхозный), филиал ОАО «ФСК ЕЭС» (р.п.Б.Козино), МУП «Большое Козино» (р.п.Б.Козино).
В целях снижения загрязнения почвы, поддержания экологической стабильности в районе, минимизации негативного воздействия на окружающую среду в 2019 году проведены следующие мероприятия:
- на предприятиях ЗАО «ФормМат» и ООО «Балкум» произведено вторичное использование в производстве отработтаного масла;
- на предприятиях ООО «БКФ», ЗАО «Балахнинское стекло», в качестве вторичных отходов использованы отходы бумаги и картона, полимерных материалов, стеклобоя;
- на ОАО «Волга» утилизированы отходы коры и шлама;
- основная масса отходов производства и потребления утилизирована и переработана на предприятиях г.Нижнего Новгорода по договорам.
По результатам проведённой оценки состояния почвы, объектов размещения твёрдых коммунальных и промышленных отходов и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на качество почвы требуется реализация мероприятий, направленных на восстановление (рекультивацию) загрязнённых территорий, исключение негативного воздействия, приведение земельных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а именно:
- Ликвидация мазутохранилищ открытого типа «Нефтеямы» г.Балахна.
- Ликвидация хранилищ (копаней) кислых гудронов (МО «рп.Большое Козино»).
- Рекультивация земель, занятых полигоном промышленных отходов быышего ПО «Корунд» (МО «рп.Большое Козино»).
- Реконструкция очистных сооружений в р.п. Б. Козино.
- Развитие централизованных канализационных сетей на территории поселений района и др.
- Строительство очистных сооружений в д. Конево, п.Совхозный.
- Строительство навозохранилищ (ООО «Исток», ООО «Правдинское», животноводческое хозяйство в д.Шалимово ИП Гюлиев Н.Г.).
Для разработки дополнительных природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязнения почвы, необходимо проведение постоянного, расширенного, комплексного изучения качества почвы.
Улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель является в настоящее время приоритетной задачей.
Недра
На территории Балахнинского муниципального района имеются месторождения и проявления строительных, формовочных и стекольных песков, а также кирпичных суглинков, торфа, сапропелей и питьевых подземных вод.
В соответствии с Заключением ФГУ ГП «Волгагеология» все месторождения связаны с четвертичными отложениями долины р. Волга и частично с водноледниковыми отложениями междуречья р.Волги и р.Оки. Сырьевая база строительных песков района представлена тремя месторождениями (Первомайское, Липовское, Малокозинское) и одним проявлением (Балахнинское). Сырьевая база формовочных песков представлена крупным Боровским месторождением. Сырьевая база стекольных песков представлена двумя месторождениями: Рыловское (Трестьянское) и Бурцевское (Малинино). Сырьевая база кирпичных суглинков представлена одним малым Шеляуховским месторождением. Также на территории района расположены 4 озёрных месторождения сапропеля: «Костичево» № 52, «Черновское» № 49, «Маленькое» № 47, «Озеро (пруд) Лукинское» № 50.
Информация о разведанных участках недр местного значения и месторождениях подземных вод отражена в генеральных планах поселений Балахнинского муниципального района.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, являются государственной собственностью. Распоряжается ими Правительство Нижегородской области в лице Министерства экологии и охраны окружающей среды путем проведения аукционов на право разработки месторождения. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2019 году хозяйственную деятельность в Балахнинском районе осуществляли 5 недропользователей.
Участие администрации Балахнинского муниципального района в решении вопросов, связанных с развитием минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности носит декларативный характер, при обращении хозяйствующих субъектов в органы местного самоуправления оказывается организационное содействие, в том числе при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков.
Муниципальный контроль органами местного самоуправления не проводится, поскольку Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Однако,определенная работа администрацией Балахнинского муниципального района ведется. Так, в случае формирования земельных участков для строительства капитальных объектов в границах месторождений, администрация района проводит согласование принятого решения с Министерством экологии и охраны окружающей среды Нижегородской области. В соответствии с Порядком пользования участками недр местного значения на территории Нижегородской области, хозяйствующий субъект, получивший лицензию на недропользование, имеет право приступить к выработке недр только после утверждения проектной документации на проведение всех видов работ, в т.ч. рекультивацию, и заключения договора аренды земельного участка. В администрации Балахнинского муниципального района создана комиссия по приемке рекультивированных земель (карьеров). По состоянию на 01.01.2019 года претензий к недропользователям по арендной плате нет.
Проблемы, возникающие у органов местного самоуправления в связи с недропользованием, существуют. Это, в первую очередь, отсутствие практики консервации недовыработанных карьеров при прекращении прав пользования недрами, в т.ч. досрочном, и отсутствие должного государственного экологического контроля за соблюдением условий лицензионного соглашения и порядка досрочного прекращения права пользования недрами. Требуется активная правоприменительная практика со стороны Минэкологии, совершенствование и (или) принятие нормативно-правовых актов регионального исполнительного органа власти.
Озелененные территории общего пользования
В силу положений Порядка ведения реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2008 №358, ведение Реестра озелененных территорий общего пользования городов Нижегородской области осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Реестр отражает реальную картину состояния зеленых насаждений в городах Нижегородской области и в других населенных пунктах, являющихся административными центрами муниципальных районов.
В настоящее время в Реестр включены данные по 9 озелененным территориям общего пользования города Балахны. Общая площадь озеленённых территорий общего пользования составляет 2 299 200 м2, фактически озелененная площадь из них – 2 005 100 м2.
Информация об озелененных территориях отражена в генеральных планах поселений Балахнинского муниципального района.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 07.09.2007 №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», а также с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года №376 проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.
В 2019 году в бюджет МО «рп.Малое Козино» поступило 4389,70 руб. в качестве денежной компенсации за уничтожение зеленых насаждений. В этом же поселении в 2019 году использованы по целевому назначению компенсационные суммы за уничтожение зеленых насаждений, поступившие в 2018 году в доход бюджета в размере 114869,25 руб. Данные средства использованы на следующие мероприятия: кронирование декоративных кустарников в количестве 7700 штук на территории р.п. Малое Козино, посадка декоративных кустарников в количестве 93 штук в сквере на ул. Садовая в р.п. Первое Мая.
В границах МО «город Балахна» в рамках муниципального контракта на сумму 325 302,72 руб. был осуществлена рубка ухода (расчистка территорий от неперспективного самосева), также работы по кронированию и вырубке аварийных деревьев (32 шт).
В границах МО «рп.Гидроторф» в 2019 г. в рамках реализации проекта реконструкции «сквера Победы» была осуществлена посадка 43 деревьев разных пород, а также был произведен снос аварийных деревьев. В бюджет данного поселения поступили средства в размере 15173,57 руб. в качестве компенсации за снос 62 деревьев при реконструкции канализационного коллектора ООО «Биаэксплен».
Анализ состояния муниципального зеленого фонда в 2019 показал, что зеленый фонд продолжает нуждаться в серьезной реконструкции, поскольку содержит в своем составе относительно большой процент возрастной, переросшей, загрязненной сорной растительностью (клён американский, тополь бальзамический и пр.) растительности и требует оперативной замены качественным составом и существенного прореживания.
В г.Балахна в крайне неудовлетворительном состоянии находится озелененная территория общего пользования – парк НиГРЭС на ул.Свердлова. Данная территория нуждается в серьезной реконструкции, поскольку содержит в своем составе большой процент возрастной, переросшей, загрязненной сорной растительностью (клён американский, тополь бальзамический и пр.) и требует оперативной замены качественным составом и существенного прореживания. Согласно ст.11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области» проекты реконструкции озелененных территорий подлежат экспертной оценке с целью оценки возможности их реализации. Для прочих озелененных территорий общего пользования рекомендуется произвести следующие мероприятия по благоустройству: вырубка аварийных деревьев, устройство живых изгородей и цветников, устройство газонов и ограждений, санитарные рубки, кронирование деревьев, покос травы, разбивка клумб, посадка (подсадка) деревьев и кустарников, сбор мусора, ремонт и установка скамеек, урн, благоустройство и ремонт мемориалов и др. Создание новых площадей озелененных территорий общего пользования в г.Балахна нецелесообразно. По данным Реестра на 1 жителя г.Балахна приходится в среднем 47,35 м2 озелененных территорий общего пользования при нормативе 8 м2 на 1 жителя (на 31.12.2019 в г.Балахна – 48562 жителя).
Экологическое образование, воспитание, просвещение.
Экологическое образование, воспитание и просвещение являются не менее важным направлением работы, способствующим формированию у населения определённого стереотипа мышления и поведения, бережному отношению к природе и окружающей среде.
Велась регулярная работа по экологическому ориентированию и пропаганде экологических знаний, воспитанию и просвещению населения, оказанию методической, консультационной и организационной помощи предприятиям (организациям) в вопросах природоохранной деятельности, разъяснению требований природоохранного законодательства и его применению, организация акций, конкурсов, семинаров, круглых столов, экологических чтений, размещение статей и иной информации на официальном сайте администрации района и в газете «Рабочая Балахна» по природоохранной тематике.
Экологическое воспитание и образование является неотъемлемой частью современного развития личности подрастающего поколения. Активизация деятельности дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ и факультативных (внешкольных) образовательных учреждений по формированию у детей экологического мировоззрения и экологической культуры, по привитию навыков к практическому участию в охране окружающей среды, внедрение новых форм и методов экологического образования и воспитания дошкольников и учащихся школ является важнейшим направлением.
Во всех образовательных и воспитательных учреждениях Балахнинского района проводились: экологические игры и фестивали, летние экологические лагеря и экскурсии, тематические вечера, экологические десанты и познавательно-развлекательные программы, экологические чтения, конкурсы-выставки детских рисунков, уроки, предметные декады, презентации на биолого-экологическую тематику, работали экологические кружки и объединения, велась исследовательская работа. Все проводимые мероприятия учитывали возрастные особенности детей.
Особо значимым в 2019 году было проведение и участие в следующих эколого-биологических мероприятиях теоретического и практического характера: Эколого-биологическая игра «Береги природу» (познавательно-игровая викторина «Земля наш общий дом», экологическое путешествие «Чудеса морских глубин», выставка книг «Всемирный день защиты морских млекопитающих», интерактивная презентация, викторина «Всемирный день здоровья», (образовательные учреждения Балахнинского муниципального района), акция «Сдай макулатуру – спаси дерево», акция «Берегите первоцветы», акция «Покорми птиц зимой», выставка книг «День заповедников и национальных парков», выставка детского рисунка, конкурс буклетов, «Морские млекопитающие Антарктики», «Патруль чистоты» по уборке у памятника погибшим односельчанам (экологически-патриотическая акция), акция «Цветы у дома» (д.Конево, обелиск павшим), экологическая акция «Мир который нас окружает» (озеро д.Шеляухово), эколого-патриотическая акция «Сделаем поселок чище» ( территория у памятника погибшим односельчанам р.п.Малое Козино), акция «Поможем животным вместе» (ЦБ им.А.С.Пушкина), (приняло участие около 3337 человек из образовательных учреждений, учреждений культуры, учреждения дополнительного образования, население Балахнинского муниципального района) и др. На территории всех поселений района проводилась посадка саженцев, а в рамках акций «Международный день птиц», «Поможем пернатым друзьям», «Кормушка или добрая зима для птиц» были изготовлены и развешены кормушки и домики для птиц для привлечения внимания к проблемам зимующих и перелетных пернатых и сохранения их численности, поддержания видового разнообразия в целом. Кроме того, в 2019 году стартавала реализация проекта «ЭКО-офис в органах местного самоуправления Балахнинского муниципального района» (в целях рационального использования вторичных ресурсов (бумага, картон, ПЭТ), образующихся от офисных помещений, относящихся к твердым коммунальным отходам, и привлечения внимания к проблеме образования ТКО), а также - «ЭКО-офис в школе скорочтения и развития интеллекта» г.Балахна.
Систематическое внедрение экологического просвещения и образования на территории района способствует повышению экологической культуры всех слоев населения, предприятий и учреждений, утверждению в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Экономический механизм регулирования природопользования.
При существующей техногенной нагрузке в Балахнинском районе негативное воздействие на окружающую среду неизбежно. Стимулирующим фактором в выполнении предприятиями природоохранных мероприятий являются платежи за загрязнение окружающей среды, вносимые хозяйствующими субъектами в качестве компенсации вреда, нанесенного природе.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней хозяйствующими субъектами района в 2019 году оставила 19,9 млн.руб. (в 2018 году – 14,91 млн. руб., в 2017 году- 34,48 млн. руб., в 2016 году – 30,5 млн. руб.), в том числе в бюджет Балахнинского муниципального района поступило в 2019 году - 19,9 млн. руб. (в 2018 году – 8,2 млн. руб., в 2017 – 13,79 млн.руб., в 2016 году – 12,2 млн. руб.).
Динамика поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2019гг.
Сумма платежей в доход бюджетов всех уровней от платы за негативное воздействие на окружающую среду - величина непостоянная и зависит от ряда причин:
- изменение объемов загрязнения (с учётом выполнения природоохранных мероприятий, снижения (увеличения) мощностей производств, ликвидация предприятий и пр.);
- количество плательщиков платы (охват платой неучтенных природопользователей или снятие их с учёта в качестве плательщиков);
- отсутствие или наличие разрешительной документации на загрязнение окружающей среды и, как следствие, применение или отмена повышающих коэффициентов при начислении платы);
- индексация базовых нормативов платы;
- процент распределения поступлений средств по уровням бюджетов.
Плановый доходный показатель по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году выполнен.
При этом, на основании учёта, анализа и оценки состояния окружающей среды следует отметить, что внесение платы не является действенным стимулом для предприятий района в реализации природоохранных мероприятий, т. к. суммы платы невелики и имеют значительное отставание от сумм затрат на строительство природоохранных объектов (локальных очистных сооружений, пылегазоулавливающее оборудование и пр.), реконструкцию объектов, внедрение современных малоотходных технологий.
Государственный экологический контроль.
Одной из основных экологических функций является государственный экологический контроль. Он представляет собой проверку соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований природоохранного законодательства. От качества и результативности экологического контроля напрямую зависит безопасность жизнедеятельности и здоровье населения, состояние природных объектов, возможность предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В 2019 году на территории района государственный экологический контроль осуществлялся Департаментом Росприроднадзора по ПФО (далее – Департамент по ПФО) и Северо-Западным межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Департаментом по ПФО проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Управление отходами - НН» на основании Поручения заместителя председателя правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 01.11.2018 № АГ-П9-24пр, поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 14.01.2019 № П9-1082, а также письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.01.2019 № СР-10-02-31/3174.
В ходе проверки выявлены нарушения:
п. 2 ст. 39, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - по результатам КХА, полигон Объекты №22-0152-000118-П оказывают влияние на объект окружающей природной среды (подземная вода) по следующим ингредиентам: хлорид-ион, перманганатная окисляемость.
п. 2 ст. 39, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - по результатам КХА, полигон - Объект №22-0152-000120-П оказывают влияние на объект окружающей природной среды (подземная вода) по следующим ингредиентам: аммония-ион, мутность, нитрат-ион, нитрит-ион, хлорид-ион.
ст.15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ст. 19, ст. 21, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ – выявлен факт превышения нормативов предельно-допустимых валовых выбросов за 2018 год на объекте 22-0122-000118-П.
ст.15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ст. 19, ст. 21, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ - выявлен факт превышения нормативов предельно-допустимых валовых выбросов за 2018 год на объекте 22-0122-000120-П.
ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ - АО «Управление отходами - НН» предоставляет искаженную, недостоверную информацию в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ на объекте 22-0122-000118-П.
ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ - АО «Управление отходами - НН» предоставляет искаженную, недостоверную информацию в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ на объекте 22-0122-000120-П.
п. 8, 9, 10, 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»; ст. 16.1, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ - АО «Управление отходами - НН» осуществляет деятельность с нарушением требований по охране атмосферного воздуха при эксплуатации ГОУ на объекте 22-0122-000118-П.
п. 8, 9, 10, 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»; ст. 16.1, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ - АО «Управление отходами - НН» осуществляет деятельность с нарушением требований по охране атмосферного воздуха при эксплуатации ГОУ на объекте 22-0122-000120-П.
ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, РД 52.04.52-85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях - АО «Управление отходами - НН» не выполняет мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условиях на объекте 22-0122-000117-П.
ч. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ - согласно статистическому отчету по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в 2018 году и данным первичного учета образования отходов и их дальнейшего движения за 2018 год ( на объектах №22-0152-000118-П и №22-0152-000117-П) информация представлена искаженной:
- разница в массе образованных отходов – 2940,15 т.;
- разница в массе образованных отходов IV класса опасности – 3019,8 т.;
- разница в массе образованных отходов V класса опасности – 6018,2 т.
ч. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ - согласно статистическому отчету по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в 2018 году и данным первичного учета образования отходов и их дальнейшего движения за 2018 год (на объектах №22-0152-000120-П; №22-0152-000119-П; №22-0152-000121-П; №22-0152-000122-П и №22-0152-000123-П, информация представлена искаженной:
- разница в массе годового образования отходов – 27584,6 т.;
- разница в массе образованных отходов IV класса опасности – 26797,5 т.;
- разница в массе образованных отходов V класса опасности – 787,1 т.,
п. 1 ст. 22, ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 11, п. 1-3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.2002 № 89-ФЗ - у АО «Управление отходами - НН» отсутствуют разработанные и установленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на все производственные площадки
п.2 ст. 24.7 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - АО «Управление отходами - НН» представило договоры с контрагентами зоны деятельности №2 – 1819 шт.; зона деятельности №4 – 1197 шт. В ходе изучения реестра договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и реестра паспортов отходов I-IV классов опасности установлено, что у ряда организаций отсутствуют паспорта отходов I-IV классов опасности
Выдано тринадцать предписаний. Юридическое и должностное лица АО «Управление отходами - НН» привлечены к административной ответственности по ст.8.1, 8.5, 8.21 ч.2, 8.21 ч.3 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 149 тыс.рублей.
Завершена плановая комплексная проверка в отношении АО «Волга», объект 22-0152-001591-П. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований:
- в области охраны атмосферного воздуха:
ст. 25, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а именно: на АО «Волга» отсутствует программа производственного экологического контроля и не представлены результаты производственного экологического контроля (результаты инструментальных замеров аккредитованной лабораторией);
п. 9, 10, 21 24 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»; ст. 16.1, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, а именно: на АО «Волга» отсутствуют результаты определения эффективности работы газоочистных установок (аккредитованной лабораторией) и на источнике №148 (циклон) эффективность очистки не выполняется (ниже проектной);
- в области обращения с отходами производства и потребления:
ст. 19, 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;ч. 2-5 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а именно: образующиеся на АО «Волга» отходы отсутствуют в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», Приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (с изм. от 01.07.2016) «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности»; Приказа Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», а именно, на АО «Волга» не разработаны в установленном порядке паспорта на отходы I-IV классов опасности и документы подтверждающие отнесение отходов к классу опасности;
ч. 1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ;ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» от 01.09.2011 № 721. Приказ Росстата от 28.01.2011 N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», а именно, в отчетности 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и данных первичного учета в области обращения с отходами не отражается информация об образовании и дальнейшем движении ряда отходов, образующихся на предприятии, в связи с чем, информация, представляемая в отчетности по форме 2-ТП (отходы), недостоверна.
4. п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации; п. 7.2, п. 8 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ, ст. ст. 77, ч. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ; ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно: АО «Волга» не выполняет требование законодательства РФ об обязанности проведения рекультивации земель, при осуществлении деятельности (эксплуатации объектов) прошедших и получивших положительное заключение Государственной экологической экспертизы.
По каждому нарушению выдано предписание об устранении нарушений.
По результатам проверки юридическое и должностное лица АО «Волга» привлечены к административной ответственности по ст. 8.1, 8.2, 8.7, 8.21 ч.3 КоАП РФ на общую сумму 593 тыс.рублей.
Северо-Западным МРО было проведено 5 плановых выездных проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Балахнинского муниципального района, 8 внеплановых проверок, 45 рейдовых обследований, рассмотрено 99 обращений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.
По результатам проведенных надзорных мероприятий было выявлено 39 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе: в области обращения с отходами – 14 нарушений, в области охраны атмосферного воздуха – 9 нарушений, в области охраны водных объектов – 5 нарушений, в области недропользования –4 нарушения, в области охраны зеленых насаждений – 4 нарушения.
По итогам проведенных надзорных мероприятий, информации, полученной из правоохранительных органов, было возбуждено 29 дел об административных правонарушениях.
В 2019 году было вынесено 15 постановлений о наложении штрафов на сумму 657 тысяч рублей, в том числе:
- в связи с нарушением законодательства в области недропользования – 1 штраф в размере 30 тыс.рублей,
- в связи с нарушением законодательства в области обращения с отходами – 4 штрафа на сумму 60 тыс.рублей,
- в связи с нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха – 1 штраф на сумму 20 тыс. рублей,
- в связи с нарушением требований к охране водных объектов, в том числе при эксплуатации канализационных сетей и сооружений, наложено 3 штрафа на сумму 430 тыс. рублей,
- за пользование водным объектом без специального разрешения – 1 штраф на сумму 100 тыс. рублей,
- за уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах без соответствующего разрешения органов местного самоуправления – 4 штрафа в размере 16 тыс. рублей;
Взысканы штрафы по 6 постановлениям на сумму 110 тыс.руб.
Основными выявленными нарушениями явились:
- в области обращения с отходами производства и потребления: осуществление деятельности в области обращения с отходами с нарушением требований законодательства, отсутствие паспортов на отходы I-IV классов опасности, отсутствие учета движения отходов на предприятиях, осуществление несанкционированного размещения отходов, осуществление деятельности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предоставление в установленные сроки отчетности в области обращения с отходами;
- в области охраны атмосферного воздуха: осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, без установленных нормативов выбросов, нарушение порядка инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
- в области охраны водных объектов: осуществление сброса сточных вод в водные объекты без разрешения и без установленных нормативов предельно-допустимого сброса;
- в области недропользования: осуществление добычи песка и песчаных грунтов с нарушением условий лицензионных соглашений;
- в области охраны зеленых насаждений: незаконное уничтожение зеленых насаждений в населенном пункте.
Наличие природоохранной службы на районном уровне особенно важно для обеспечения экологической безопасности, позволяет оперативно принимать меры по пресечению нарушений природоохранного законодательства.
Экологическая обстановка в Балахнинском районе в 2019 году характеризовалась как стабильная, но напряженная.
Учет, анализ и оценка состояния окружающей среды района позволили администрации Балахнинского муниципального района установить наиболее острые экологические проблемы района, требующие разработки и реализации
целого комплекса природоохранных мероприятий, направленных на снижение степени влияния хозяйственной деятельности на водные объекты, атмосферный воздух, почву, леса и улучшение состояния окружающей среды района.
Начальник сектора экологии Е.Е.Макарова